Бронетранспортер Universal Carrier
Назад

Universal Carrier – основной бронетранспортер армий стран Британского Содружества и самый массовый бронетранспортер периода Второй Мировой войны.

Разработан фирмой “Vickers-Armstrong” в середине 30-х годов на базе артиллерийского тягача и пулеметовоза Vickers Carrier Mk.I с использованием элементов ходовой части и подвески легкого танка Vickers-Carden-Loyd.
Производился английскими, канадскими, австралийскими и новозеландскими фирмами, а также выпускался в США по британскому заказу.
С 1937 по 1945 год изготовлено около 90.000 единиц.

Серийные модификации.

Universal Carrier Mk.I (II, III) – основной серийный английский вариант. Открытый сверху сварной корпус простой прямоугольной формы, ходовая часть с тремя опорными катками. Машины разных лет выпуска имели незначительные отличия в конструкции силовой установки, корпуса и снаряжения.

Bren Carrier Mk.I (II) – базовый вариант бронетранспортера для пехоты. Боевая масса – 3,75 т, бронирование – 10 мм, экипаж – 3 человека. Вооружение – 7,71-мм пулемет Bren или 14,5-мм противотанковое ружье Boys (ружье выпускалось заводом “Birminghem Small Arms”). С 1938 по 1940 год фирма “Thornyc-roft” изготовила 1173 единицы.

Scout Carrier – разведывательный вариант. По сравнению с базовым, дополнительно оснащался радиостанцией №11 с батареями питания, размещенными в бронированном отсеке-ящике. Бронированным был только правый борт. Боевая масса – 3,3 т, экипаж – 3 или 4 человека. Вооружение – 7,71-мм пулемет Bren или 14,5-мм противотанковое ружье Boys. Изготовлено 647 единиц.

Cavalry Carrier – модификация, предназначавшаяся для механизированных кавалерийских полков. Борта были небронированными, устанавливались радиостанция №11 и защитный тент. Экипаж – 6 человек. Вооружение – 7,71-мм пулемет Bren или 14,5-мм противотанковое ружье Boys. Изготовлено 50 единиц.

АОР (Armoured Observation Post) Carrier Mk.I (II) – машина передовых артиллерийских наблюдателей. Конструктивно и по компоновке сходна с Cavalry Carrier. Изготовлено 95 единиц.

Universal Carrier Mk.I*(C0IUC) – канадская версия бронетранспортера, идентичная по конструкции и внешнему виду английскому варианту. Боевая масса – 3,56 т, двигатель – Ford V-8 мощностью 85 л.с. Помимо основного, выпускались варианты C21UCM (самоходный 3-дюймовый миномет) и C21UCG (самоходная 2-фунтовая противотанковая пушка). С 1941 по 1945 год фирмами “Ford Motor Co” и “Dominion Bridge Co” изготовлены 28.992 единицы.

MG Carrier (LP №1, 2, 2А) – вариант, выпускавшийся в Австралии. Сварной корпус и ходовая часть аналогичны Universal Carrier Mk.I. Боевая масса – 3,68 т, двигатель – Ford V-8 мощностью 95 л.с. Изготовлено 5.500 единиц.

Loyd Carrier – вариант с четырьмя опорными катками, разработанный в 1940 году английской фирмой “Vivian Loyd & Со”. Боевая масса – 3,78 т, габариты – 4140x2070x1422 мм. Двигатель – Ford V-8 мощностью 85 л.с. при 3500 об/мин. Изготавливался фирмами “Vivian Loyd & Со”, “Aveling & Barford”, “Dennis Brothers Ltd”, “Ford Motor Co”, “Sentinel Waggon Works” и “Wolseley Motors ”. Изготовлено приблизительно 26.000 единиц.

Windsor Carrier Mk.I (C49WC) – канадский четырехкатковый бронетранспортер. Боевая масса – 4,67 т, габариты – 4370x2110x1450 мм (высота с тентом – 2030 мм). Двигатель – Ford V-8 мощностью 95 л.с., максимальная скорость – 50 км/ч. В 1944-1945 годах фирмами “Ford Motor Co” и “Canadian Bridge Co” изготовлено 5.000 единиц.

Universal Carrier T-16 – американский вариант бронетранспортера, разработанный по британскому заказу. Корпус подобен Universal Carrier Mk.I. Ходовая часть с четырьмя опорными катками. Боевая масса – 4,76 т, габариты – 3860x2110x1550 мм. Двигатель – Ford GAU-T16 мощностью 100 л.с. при 3600 об/мин, максимальная скорость – 48,3 км/ч. Экипаж – 5 человек. С 1943 по 1945 год изготовлено 13.893 единицы.


Тактико-технические характеристики Universal Carrier Mk.I:
боевая масса: 3,7 т;
экипаж: 4-5 чел.;
длина: 3657 мм;
ширина: 2057 мм;
высота: 1588 мм;
клиренс: 203 мм;
вооружение: 1 x 13,97-мм противотанковое ружье Boys, 1 x 7,7-мм пулемет Вren (мог устанавливаться зенитный пулемет Вren);
боекомплект: 80 патронов калибра 13,97-мм, 900 патронов калибра 7,7-мм;
двигатель: Ford GAE, 8-цилиндровый, карбюраторный, четырехтактный, V-образный, жидкостного охлаждения;
мощность двигателя: 60 л.с.;
максимальная скорость по шоссе: 40 км/ч;
запас хода: 180 км;
угол подъема: 28°;
ширина рва: 1,6 м;
высота стенки: 0,5 м;
глубина брода: 0,6 м.

***
Бронетранспортеры Carrier различных модификаций использовались английскими, канадскими, австралийскими, новозеландскими и индийскими войсками на всех театрах военных действий 2-й Мировой войны с 1939 по 1945 год.
Во время битвы за Францию (1939-1940 годы) в состав Британских экспедиционных сил входили 7 механизированных кавалерийских полков, имевших по 44 бронетранспортера различных модификаций каждый. Кроме того, 31 машина находилась в танковых частях. При эвакуации английских войск из Дюнкерка вся эта техника была оставлена неприятелю.
С 1941 года бронетранспортеры Universal Carrier имелись в составе всех британских пехотных и танковых частей в метрополии, а также активно воевали в Северной Африке в войсках 1-й и 8-й армий.
При высадке в Нормандии и в ходе дальнейших боевых действий на Европейском континенте, помимо транспортировки пехоты, машины этого типа использовались в качестве тягачей 6-фунтовых пушек в противотанковых взводах, для перевозки тяжелых пулеметов Vickers в пулеметных взводах, а также в ротах управления моторизованных батальонов. Небольшая часть бронетранспортеров английского и канадского производства была переоборудована в огнеметные варианты Wasp и Ronson.

Помимо войск стран Британского Содружества бронетранспортеры Universal Carrier поступали на вооружение воинских частей Франции, Китая, Польши, Чехословакии и СССР.

В Советский Союз по программе ленд-лиза с 1941 по 1945 год было поставлено 2008 бронетранспортеров, которые состояли на вооружении разведывательных батальонов, мотоциклетных полков и танковых бригад.

График поставок распределялся следующим образом: в 1941 году – 330 машин, в 1942 году – 903 машины, в 1943 году – 408 машин, в 1944 году – 351 машина (из них 27 из Канады), в 1945 году – 16 бронетранспортеров, все из Канады (из них один в огнеметном варианте под названием “Wasp”).

В советских войсках бронетранспортер Universal Carrier был оценен как надежная маневренная машина. Она редко подвергалась каким-либо доработкам, за исключением установки на некоторые бронетранспортеры советского вооружения – пулеметов ДТ, крупнокалиберных ДШК и противотанковых ружей.
В составе разведгрупп в условиях бездорожья эти бронетранспортеры были достаточно эффективны для ведения разведки и преследования отступающего врага.

Практически сразу же после начала эксплуатации в Красной Армии бронетехники союзников встал вопрос об организации ее ремонта в СССР. Для этого уже в декабре 1941 года в Москве была сформирована ремонтная база №82, а в 1942-1943 годах к ремонту иностранных танков были привлечены рембазы №12 (г. Баку, а затем г. Саратов), №66 (г. Куйбышев, затем г. Тбилиси), №97 (г. Горький).
Наиболее крупной была рембаза №97, организованная в июле 1942 года. Она обслуживала не только боевые части, но и учебные подразделения Горьковского учебного танкового центра и приводила в порядок технику, поступающую по ленд-лизу. Только за январь-март 1943 года рембазой было отремонтировано капитальным, средним и текущим ремонтом и передано в войска 415 танков и 14 бронетранспортеров Universal Carrier. Всего за время войны рембазами было отремонтировано только капитальным ремонтом 2407 танков и бронетранспортеров иностранного производства.
Таким образом, в годы Великой Отечественной войны в СССР была оперативно создана система учебных подразделений для подготовки экипажей бронетранспортеров Universal Carrier, разработаны специальный штаты подразделений, в составе которых иностранная техники использовалась в боях согласно своим тактико-техническим характеристикам и особенностям конструкции, а также организована эффективная система восстановления поврежденных машин.

В Красной Армии Universal Carrier использовались до конца 1945 года.

***

Во время 2-й Мировой войны много бронетранспортеров Universal Carrier различных модификаций было захвачено немцами. Эти машины использовались как мобильные пулеметные огневые точки, другие были оборудованы 37-мм противотанковыми орудиями и использовались как истребители танков.
Именно они позже были переоборудованы в истребители танков, вооруженные тремя гранатометами Panzerschreck. У немцев они получили обозначение Panzerjäger Bren 731(e). Эти машины использовались главным образом на Восточном фронте. Переоборудование машин было проведено в полевых мастерских.

Также некоторые бронетранспортеры Universal Carrier были переоборудованы в зенитные орудия – 2-cm Flak 38 auf Fahrgestell Bren(e).
Известно, что под Ленинградом действовали подвозчики боеприпасов (грузоподъемность – 460 кг) на базе бронетранспортера Universal Carrier – Ladungsleger auf Fahrgestell Bren Carrier(e). Всего было создано 17 таких машин.

***

В послевоенные годы бронетранспортеры Universal Carrier T16 находились на вооружении армий Аргентины, Нидерландов и Швейцарии.
Что касается самой Великобритании, то значительное количество бронетранспортеров всех вышеперечисленных модификаций оставалось на вооружении английской армии до середины 50-х годов. Довольно долго эксплуатировали их и канадцы. В составе британских и канадских частей эти машины принимали участие в войне в Корее.

***

В настоящее время образцы бронетранспортера Universal Carrier можно увидеть в Королевском музее бронетанковой техники в Бовингтоне (Великобритания), в Австралийском военном музее, в Музее истории бронетанкового вооружения и техники в поселке Кубинка Московской области (Россия).



*****************



Используются технологии uCoz