Английский танк Мк-3 Валентайн
ФОТОАЛЬБОМ Главная страница
Первый серийный танк "Валентайн" сошёл с конвейера английской фирмы «Виккерс» в мае 1940 года...

Весной 1940 года заказ на производство танков «Валентайнов» был выдан также канадской фирме Canadian Pacific Railway. Первый танк сошёл со сборочных линий в июне 1941 года, а полномасштабное производство было развёрнуто к осени того же года.
Всего до окончания серийного производства в середине 1943 года в Канаде было выпущено 1.420 "Валентайнов", из которых 1.388 было поставлено в СССР по программе ленд-лиза…
Всего в СССР было отправлено 3.782 танка "Валентайн", или 46 % всех выпущенных, в том числе и произведённые в Канаде танки. До места назначения дошло 3.332 танка (остальные 450 танков пошли на дно вместе с морскими транспортами, перевозившими их)...

*****
В 1940 году "Валентайн", вооружённый 42-мм пушкой, относился к числу сильнейших танков в мире в своей весовой категории. Сравнимыми, и даже превосходящими параметрами обладал лишь советский Т-50, но данный танк был выпущен малой серией...
А оснащение "Валентайна" 57-мм и 75-мм орудием поставило его в своём классе вне конкуренции по боевым параметрам...

При более мощном бронировании, «Валентайн» превосходил немецкий танк Pz -III по огневой мощи (лишь самая поздняя модификация Pz-III Ausf.N, с 75-мм орудием, имела лучшее фугасное, но худшее бронебойное действие снаряда), но значительно уступал в подвижности, имел худшую обзорность и меньший по численности экипаж (Pz-III — 5 человек), что вызывало некоторую функциональную перегруженность...

Основным вооружением «Валентайна» модификаций Mk I - Mk VII являлся танковый вариант 42-мм противотанковой пушки QF 2.
Длина ствола пушки составляла 52 калибра (2090 мм), начальная скорость снарядов различных типов — от 790 до 850 м/с.

Бронепробиваемость: на расстоянии 1000 метров = 45 мм, на 700 метров = 51 мм, на 450 метров = 57 мм, на 230 метров = 64 мм.

Боекомплект - 62 унитарных выстрела, укладка для боекомплекта располагалась на полу башни.

В 1941 году появилась более мощная 57-мм пушка, которая имела длину ствола 43 калибра (2451 мм), а модификация MkV имела длину ствола 50 калибров (2850 мм) и оборудовалась дульным тормозом.
Боекомплект 57-мм пушки - 53 унитарных выстрела.

«Валентайн» MkXI в качестве основного вооружения получил 75-мм пушку, имевшую длину ствола 36,5 калибров (2737 мм). Боекомплект - 46 унитарных бронебойных и осколочно-фугасных выстрелов.

******
Вспомогательным вооружением «Валентайнов» Mk I — Mk VI являлся 7,92-мм пулемёт BESA, спаренный с пушкой (на канадской модификации Mk VII его место занимал 7,62-мм пулемёт Браунинг M-1919A4).
Часть «Валентайнов» также оборудовалась зенитной установкой на крыше башни, на которой размещался 7,7-мм пулемёт Bren.

Помимо этого, «Валентайны» Mk I — Mk VII оборудовались 50-мм дымовым миномётом, размещавшимся в отдельной установке справа от спаренного пулемёта и имевшим углы вертикальной наводки от +5 до +37°. Боекомплект миномёта состоял из 18 дымовых мин, в РККА для стрельбы из него использовались также осколочные мины для советского 50-мм миномёта.

******
Все «Валентайны» оборудовались радиостанцией, размещавшейся в кормовой нише башни. Ранние модификации оснащались радиостанцией, имевшей радиус действия 10 км на ходу, более поздние модификации получили радиостанцию, имевшую радиус действия 25 км - с места и 15 км - на ходу. Кроме этого, танк оборудовался внутренним телефонным переговорным устройством.

******
Основным преимуществом «Валентайна» в бою являлось мощное бронирование.
На 1940 год 60-мм вертикальная броня, защищавшая его со всех сторон (за исключением верхнего кормового листа) считалась очень мощной, особенно с учётом весовой категории «Валентайна». К 1941 году, когда «Валентайны» вступили в бой, оно всё ещё обеспечивало надёжную защиту от большинства танковых и противотанковых орудий.
Для любых орудий 37-мм калибра, в частности для германской Pak 35/36 танк был практически неуязвим, даже подкалиберные снаряды могли пробить его броню лишь на предельно близких дистанциях при удачном стечении обстоятельств.
От калиберных снарядов орудий калибра 47—50 мм бронирование «Валентайна» также обеспечивало защиту на большинстве дистанций боя, равно как и от бронебойных снарядов 75-мм противотанковой пушки Pak 97/38 (кумулятивные снаряды данного орудия обеспечивали уверенное поражение английского танка).
Короткоствольная 75-мм танковая пушка KwK 37, стоявшая на ранних модификациях немецкого танка Pz-IV, могла пробить броню «Валентайна» лишь кумулятивным снарядом.
Кроме кумулятивных, уверенное пробитие брони «Валентайна» обеспечивали лишь 47—50-мм подкалиберные снаряды, но они были сравнительно немногочисленны и обладали слабым заброневым действием.

Основное вертикальное бронирование танка имело толщину 60-65 мм. Броня в основном катаная хромо-никель-молибденовая, средней твердости высокого качества. Броневой корпус и башня «Валентайна» собирались при помощи заклёпок, болтов и шпонок, из катаных броневых плит и листов, толщиной от 7 до 60 мм. Необычным являлся метод сборки — в отличие от клёпаных корпусов других танков, собиравшихся на каркасе, детали корпуса «Валентайна» соединялись непосредственно друг с другом. Это избавляло танк от дополнительного веса каркаса и занимаемого им объёма, однако требовало специальной высокоточной обработки деталей, чтобы обеспечить их плотное прилегание друг к другу.

Оригинальный метод сборки корпуса «Валентайна» имел как свои достоинства, так и недостатки. К безусловным достоинствам можно отнести освобождение танка от веса каркаса и занимаемого им внутреннего объёма, что было особенно важно...

Ещё одним специфическим достоинством являлась большая безопасность такого корпуса для экипажа. Клёпаные корпуса традиционной конструкции имели очень серьёзный недостаток — при снарядном, а порой даже при пулевом обстреле, заклёпки часто отскакивали внутрь корпуса, становясь опасными поражающими элементами.
Но из-за специфического же расположения заклёпок и болтов в деталях корпуса «Валентайна», они во многом были лишены этой возможности.

Основным же недостатком такого метода являлась его низкая технологичность.

Лобовая часть танка имела типичную для того времени ступенчатую форму и состояла из вертикальной верхней плиты толщиной 60 мм, средней плиты толщиной 30 мм, и нижней плиты 60-мм толщины. Кормовая часть корпуса состояла из вертикальной нижней плиты толщиной 60 мм и сильно наклонённого верхнего листа толщиной 17 мм.
Моторное отделение было отделено от боевого броневой переборкой.
Борта башни имели толщину 60 мм, лобовая и кормовая часть, а также маска орудия — 65 мм. Форма крыши, имевшей толщину от 10 до 20 мм, варьировалась в зависимости от типа башни.

*****
Силовой установкой «Валентайнов» всех модификаций служил рядный 6-цилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения двух типов:
Британские четырёхтактные AEC A190, мощностью 131 л.с. при 1800 об/мин на модификациях и американские двухтактные GMC 6-71 6004, мощностью 135 л.с. при 2000 об/мин. На модификациях Mk X, Mk XI и на части Mk IX, двигатель был форсирован до мощности в 175 л.с.

«Валентайн» обладал довольно невысокой удельной мощностью двигателя (8 л/с. на тонну) по сравнению с большинством танков своего времени (к примеру, у Pz-III этот показатель составлял 13-15 л/с на тонну, в зависимости от модификации, у Т-34 — 17 л/с на тонну).

Следствием этого являлась относительно невысокая максимальная скорость (24—32 км/ч, в зависимости от методики измерения). Но для пехотного танка серьёзным недостатком это не считается, так как его задача — непосредственная поддержка пехоты, скорость движения при которой определяется скоростью пехотинца и, как правило, не превышает в среднем 10-15 км/ч.

Средняя же скорость движения «Валентайна» по пересеченной местности составляла около 13-17 км/ч, что являлось вполне достаточным для его назначения.

При этом, несмотря сравнительно слабую двигательную установку, «Валентайн» обладал хорошей маневренностью, которая во многом и позволила ему оставаться на вооружении РККА до конца войны.

Давление на грунт составляло 0,7 кг/кв.см.

******

В СССР поставлялись «Валентайны» семи модификаций — Mk II, Mk III, Mk IV, Mk V, Mk VII, Mk IX и Mk X.
Первые «Валентайны» поступили в войска в ноябре 1941 года…

*****
Подводя итоги пятилетнего использования «Валентайна» в рядах Красной Армии, в статье «Анализ развития зарубежной танковой техники за годы войны и перспективы дальнейшего совершенствования», опубликованной в 1945 году генерал-майором инженерно-танковой службы, доктором технических наук Н. И. Груздевым, «Валентайн» заслужил следующую оценку:

MK-III, как пехотный (или, придерживаясь весовой классификации, — лёгкий), танк, безусловно, имеет наиболее плотную общую компоновку и среди этого типа танков является, бесспорно, наиболее удачным, хотя вынос тормозных барабанов вне корпуса, безусловно, неправилен. Опыт с танком MK-III прекращает дискуссию о возможности целесообразного использования автомобильных агрегатов для танкостроения...

Броневая перегородка между моторным и боевым отделением существенно уменьшает потери в экипаже при пожаре и сохраняет моторно-трансмиссионную группу при взрыве снарядов.

Приборы наблюдения просты и эффективны. Наличие уравнителей в MK-III и сервомеханизмов, несмотря на невысокую удельную мощность, позволяет обеспечивать удовлетворительную среднюю скорость танка порядка 13—17 км/ч.

Характерным для английских танков MK-III, MK-II и Mk-IV является предпочтение, отдаваемое броне; скорость и вооружение получаются как бы второстепенными; несомненно, что если это терпимо в MK-III, то в других танках диспропорция является явным и недопустимым минусом.

Следует отметить надёжно работающий дизель GMC.

Из всех существующих лёгких танков танк MK-III является наиболее удачным. Можно сказать, что в условиях 1940—1943 гг. именно англичане создали тип пехотного танка.

Частые нарекания в адрес надёжности «Валентайна», сопровождавшие его (как впрочем, и все остальные западные танки) поначалу во время использования в РККА, были во многом вызваны неправильной эксплуатацией.
«Валентайн» был рассчитан на более высокую культуру эксплуатации, чем советские танки, и попытки обращаться с ним так же, как с отечественной техникой, приводили к поломкам.

В РККА также отмечалось, что «Валентайны» канадского производства были надёжнее британских и отличались более проработанной конструкцией...



*****



Используются технологии uCoz